Майоров Даниил Афиногенович

   Удмуртский поэт Даниил Афиногенович Майоров родился 15 декабря 1889 г. в деревне Вылй Эгра (Верхняя Игра) ныне Граховского района Удмуртской АССР в семье крестьянина-бедняка. Читать и писать научился в тринадцать лет.

   С 1912 г. работает в железнодорожном депо в Ашхабаде, на заводе в Коканде. В канун 1918 г. Д. Майоров вернулся в родные края и поступил учеником-наборщиком в типографию Елабужского уисполкома, издававшего удмуртскую газету «Гудыри». Здесь он начинает писать стихи, публицистические статьи. Вскоре он уже сотрудник, а затем и редактор газеты «Гудыри». В 1921 г. вместе с редакцией Д. Майоров переезжает в Ижевск и работу в редакции совмещает с учебой на вечерних курсах.

   В марте 1923 г. Майоров вернулся в родную деревню, а 25 апреля был убит.

   Тема революции, свободы была ведущей в творчестве Д. Майорова. Поэт славил первые коммунистические субботники, бескорыстие вожаков-коммунистов («Свобода», «Кинъёс со?» («Кто они?»), «Мон куанер» («Я — бедняк») и др. ). В стихотворении «Зарни крезь» («Золотые гусли») раскрыто поэтическое кредо Д. Майорова: пробуждать народ к политической и общественной активности.

   Д. Майоров перевел на родной язык популярные русские песни — «Славное море — священный Байкал», «Ах, зачем эта ночь», «Звенит звонок и тройка мчится», «Солнце всходит и заходит». Эти песни в переводе поэта бытуют в Удмуртии повсеместно.

   В своих стихах Д. Майоров использовал поэтику уд­муртских народных песен, стремился наполнить новым содержанием традиционную символику.

   Он создал также пьесы для самодеятельных коллективов: «Опись», «Удмурт сюан» («Удмуртская свадьба»). Первая посвящена вопросам воспитания детей в коллективе, вторая воспроизводит традиционный свадебный обряд умыкания невесты.  

Библиография

Книги

1. Даниил Майоров  (1889-1923): [очерк, стихи: пер. с удмурт / авт. очерка Вячеслав Ар-Серги]. - Ижевск: Известия Удмуртской Республики, 2009. - 23с. - (Библиотека "Известия Удмуртской Республики" / авт. серии Вячеслав Ар-Серги. Отдаленные родники)

Статьи

1. Анкудинова Е. Хорошо, что есть такие люди // Сельская новь, 2003. – 26 февраля

2. Поздеев П.К. К столетию Даниила Майорова // Сельская новь, 1989. – 14 декабря

История села Грахово

200 лет тому назад жителей села представляла одна русская семья Ефима Осиповича Грахова, состоящая из 10 человек. И большая часть нынешней территории села еще была покрыта густым лесом, который лишь на пригорке вдоль Адамки прерывался поляной, где размещалась пасека основателя села (это примерно от теперешнего автовокзала до церкви).

В 12 километрах к востоку уже начиналось селение Русские Адам-Учи, а еще дальше, в глубине леса деревня Макарово. Остальные поселения были удмуртскими, и несколько деревень - марийскими и кряшенскими.

Сыновья Ефима Осиповича подрастали, обзаводились семьями. Отделившись от отца, они строили свои дома, образуя одностороннюю улицу. Так, Григорий Ефимович занял место там, где сейчас живут Гатауллины, а Семен Ефимович, где проживают Лаишевкины.

В Грахово приезжали и оседали новые жители. Братья Иван и Григорий Бахматовы построили каменные дома, в которых сейчас находятся Промстройбанк и Райвоенкомат.

Из деревни Армолы приехал Владимир Сергеевич Кашеваров, прослуживший 25 лет в лейб-гвардии семеновского полка, и стал работать объездчиком казенных лесов. Он построил большой двухэтажный дом недалеко от Ефима Осиповича. На этом месте сейчас стоит многоквартирный дом по улице Советской. Это был прадедушка Игоря и Виктора Кашеваровых, известный многим граховчанам. Сын Кашеварова Никита построил дом, на месте которого сейчас возвышается магазин «Наш магазин» Сергея Игоревича продолжателя рода Кашеваровых.

В Грахово прибыли бывшие крепостные из деревни Граханька, что за Камой, и положили начало другим Граховым, не связанным с Ефимом Осиповичем. Но его дочь Анастасия вышла замуж за Василия Грахова, установив родственную связь с новыми Граховыми. Впоследствии у потомков тоже были соединения, в этом сейчас трудно разобраться. Связи происходили и с Бахматовыми и с Муриными и с другими.

Многие граховчане сейчас проживают в разных местах России, Украины и за рубежом.

До революции 1917 года село Грахово объединяло теперешние улицы Советская, Колпакова, Ачинцева и Азина. Дальше школы еще был лес. За речкой Адамкой местность покрывалась зарослями, никаких строений не было. И моста с дорогой здесь не было, а ездили через плотину. От плотины раскинулся широкий пруд, дававший свежую прохладу и покой. Много было рыбы, и водяная мельница обеспечивала мукой и фуражом жителей села и окрестных деревень.

Первое упоминание о школе в селе Грахово относится к 1842 году. При Граховской и Мещеряковской церквях были открыты церковно- приходские школы(см. Приложение 2). В 1862 году в селе открывается начальное народное земское училище. Одним из первых учителей был В.Ф.Сафонов, с конца XIX века до 1917 года работали учителя сестры Тарасовы: Мария и Лидия Петровны. В начале XX века открылось двухклассное училище, в котором продолжали образование дети, окончившие начальное земское училище. В 1918 году оно было преобразовано в высшее начальное училище и размещалось в специально построенном здании. Сейчас там начальные классы Граховской средней школы.

В 1918 году оно стало называться школой второй ступени, в 20-х годах школой крестьянской молодежи. В 1932 году ШКМ переименовали в семилетнюю, а в 1934 году - в среднюю. В 1937 году Граховская средняя школа сделала первый выпуск из 18 человек.

Казалось, бы еще недавно жители нашего района отмечали 190- летний юбилей села Грахово. И вот уже минуло 10 лет, на пороге снова юбилей.

Идут годы, одни стареют, умирают…, на смену им рождаются другие. И как раз новой смене необходимо хоть какое-то представление о людях, живущих в те далекие времена, о событиях, происходивших в селе Грахово и его окрестностях.

По воспоминаниям Л. Граховой из Ижевска можно представить, какая раньше была интересная и яркая жизнь в селе Грахово: Было наше село всегда центром для людей других национальностей - удмуртов, татар, чувашей, марийцев. Особенно интернациональны были базарные дни - пятницы. Этот еженедельный праздник проводили на площади у церкви, где рядами, за столиками и на земле, выстраивалась торговая публика. В специальных палатках располагались постоянные торговцы мануфактурой, парфюмерией ( приезжали из Татарии). Были здесь кустари с разными изделиями из дерева, бересты, лыка, мочала, железа и жести. Чего только не было! Особенно выделялась посуда - глиняные горшки и корчаги.

А какое зрелище представляла из себя публика: в национальных нарядах, пестрая, вся такая разная и очень красивая, будто мозаика. Очень нарядные головные уборы надевали женщины-кряшенки. И народ-то какой своеобразный и по одежде, и по языку. Даже у русских из разных деревень говорок отличался. Неподражаем был говор лебедевских женщин….»

В юбилей села Грахово была отдана дань памяти и уважения его основателю Ефиму Осиповичу Грахову и его сыновьям, а также тем, кто продолжил их дело - Муриным, Бахматовым, Кашеваровым, Кучумовым, Зяблицких. Эти первопроходцы не просто обустраивали свое жилье, они заложили основу для своих детей, внуков, для нашего поколения и для нас, живущих в настоящее время. Это они построили храм, школу, больницу, заложили больничный и правленские сады.

В канун 190-летия села Грахово староста приходского совета В.И. Мещеряков сетовал на то, что звона колоколов ждать еще долго, так как ремонтные работы в церкви приостановлены ввиду отсутствия финансов.

Но вот прошло десять лет и мы видим ощутимые перемены к лучшему. Отреставрирована церковь внутри, возведен малый купол, установлен на нем сияющий золотом крест и почти каждое утро слышен звон колоколов.

Еще несколько лет назад в селе было очень много пустующих домов, сейчас таких почти нет. Также быстрыми темпами идет застройка села. За последние годы Грахово пополнилось семьями, прибывшими как с территории района, так и из-за ее пределов.

Несмотря на то, что село Грахово значительно увеличилось в своих масштабах, количество населения в нем на протяжении последних лет остается примерно на одном и том же уровне.

Очень большой вклад в развитие нашего села и района внес Анатолий Владимирович Марченко. С самого начала своей депутатской деятельности Анатолий Владимирович взял курс на сотрудничество с заинтересованными министерствами, ведомствами и ведущими предприятиями республики. Ему удалось установить тесный контакт с «Удмуртавтодором» и многими строительными фирмами. Эти результаты видный и ощутимы. Это продолжение и окончание строительства здания Лолошур-Возжинсокй средней школы , многих дорог, железобетонных мостов через реки Ультеранка и Умяк. Побывав в помещениях Граховской центральной районной больницы, а затем в средней школе Анатолий Владимирович был поражен настолько плохому состоянию этих помещений. После капитального ремонта, в Граховской районной больнице, наверное, лучший операционный блок. Теперь, в больнице с ужасом вспоминают картину прошлого, но такое никогда больше не повторится, потому что с помощью и силами «Удмуртавтодора», благодаря усилиям А.В. Марченко, в главном лечебном корпусе наведен полный порядок и 26 декабря 2012 года было запущено в эксплуатацию новое здание поликлиники. Также Анатолий Владимирович много внимания уделяет ремонту школ и детских учреждений, в частности, и нашей Граховской средней школы. Сейчас наша школа сияет двускатной крышей, покрытая оцинкованным железом.

31 августа 2012) года было торжественное открытие нового спортивного комплекса, в которые также вошли новые кабинеты нашей школы. В комплексе также находится новый спортивный зал, размером 30х15 м, новые раздевалки, мужские и женские, тренажерный зал, кабинеты выдачи проката лыж и коньков(см.Приложение 3).

Анатолий Владимирович оказывает финансовую помощь в приобретении методических и наглядных пособий. Он помог приобрести микролаборатории в кабинеты физики, химии и биологии. Также он оплачивает наши поездки в цирк и театр, куда мы ездим на подаренном им автобусе.

Он - человек большой души, большого сердца, болезненно переживает за всех. Когда Анатолий Владимирович бывает в нашей школе, он старается успеть пообщаться со всеми.